Освоение музыкальной грамоты в вокальном классе Студии

Я подхожу к решению вопросов о ликвидации музыкальной безграмотности исходя из того, что как любому музыканту, так и вокалисту очень желательно хоть немножко уметь пользоваться вспомогательными материалами для разучивания произведений. Но, на пути к достижению этих умений нельзя переусердствовать и отбить охоту не только к занятиям теорией музыки, но и вообще к занятиям музыкой.

В Студию приходят разные вокалисты. Есть такие, что свободно читают ноты с листа. А есть такие, что не знают, о нотах ничего.
Но, каждому вокалисту, вне зависимости от того, что он может разглядеть и понять в нотах, на первом же уроке я выдаю ноты тех произведений, которые мы начинаем разучивать.

Дело в том, что в нотах, а тем более в вокальных нотах, довольно много информации написано не специфически нотными символами, а просто словами. Например, в них написан разговорный текст разучиваемых песен. А читать разговорный текст у нас, слава Богу, умеют все вне зависимости от того, где он написан, на чистой белой бумаге, или рядом с нотными символами.
Поэтому по нотам у меня в классе начинают петь с первого же урока абсолютно все вокалисты – и более или менее музыкально грамотные, и абсолютно музыкально безграмотные.

По мере того, как человек осваивается с использованием нот при пении, постепенно по-чуть-чуть по мере необходимости я начинаю знакомить его с разными значками, и специальными терминами, которые записаны в нотах. А потом и с самим нотным текстом. В результате постепенно без каких-либо усилий, даже не зная толком названия нот, певец начинает довольно сносно ориентироваться в нотном тексте вокальных произведений. А от этого уже один шаг до изучения хотя бы основных положений непосредственно самой нотной грамоты, т.е. до изучения названий всего семи (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) нот по их высоте и хотя бы четырех названий (целая, половинка, четвертушка, восьмушка) нот по их длительности.

Если ученик сам хочет, или если для этого есть необходимость (например, потому, что он непонятно почему упорно поет слишком фальшиво), в процессе вокальных уроков, понемногу (выделяя по 5-10 минут за урок) может постепенно происходить полное освоение основ теории музыки, включая начальные знания по гармонии и анализу музыкальны форм.

Я никого не тороплю. Если у кого-то нет призвания к освоению теоретических предметов, я теоретические сведения никому не навязываю. Но, случаи полного нежелания вникать в теорию бывают редко. Молодежь пошла умная, начитанная, любознательная и мало того, что она все сведения схватывает прямо на лету, но она еще и понимает, что теоретическая подготовка очень помогает оптимизировать процесс освоения любой новой информации. Поэтому мои ученики высказывают желание позаниматься дополнительно по теории музыки не так уж и редко.
 

См. дополнительно по теме "Уроки вокала Вокальной студии Н.Василевской" список статей в левом меню