Неожиданно о значении музыки

Музыка влияет на всю деятельность человечества. Даже там, где это почти совсем незаметно. Например. Все новые идеологические течения в сознании людей проявляются сначала на эмоциональном уровне именно в музыке, а позже на интеллектуальном уровне получают словесное выражение в различных формах литературы и далее в практической политике и праве.

– Сначала в европейской профессиональной музыке появились общие правила, по которым музыка должны была сочиняться и исполняться (которые наиболее известны в проявлениях немецко-австрийского классицизма, в музыке, например, по Гайдну и Моцарту). Позже ощущение общей упорядоченности всего мироздания было сформулировано, развито и утверждено, в том числе в художественной (напр.,  стихи Ломоносова), научной (напр., в физике) и философской (напр., «Город Солнца» Кампанеллы) литературе. А потом в политике и праве некоторых государств возникло стремление к упорядочению и регулированию абсолютно всей жизни людей насильственными методами государственной власти. Среди таких политик наиболее известен СССРовский социал-демократизм-коммунизм Сталина.

– Сначала в европейской профессиональной музыке стало проявляться самоощущение сверхчеловечности отдельного индивида (которое наиболее известно в проявлениях немецко-австрийского романтизма в музыке, например, по Шуману и Вагнеру). Позже «сверхчеловечность» была сформулирована, развита и утверждена в художественной (напр., «Моцарт и Сальери» Пушкина), научной (напр., в медицине) и философской (напр., «Так говорил Заратустра» Ницше) литературе. А потом в политике и праве некоторых государств возникло стремление к формированию самоощущения сверхчеловечности у целых народов насильственными методами государственной власти. Среди таких политик  наиболее известен германский социал-демократизм-нацизм Гитлера.

– С начала 20 века и почти до самого его конца в России государством жестко контролировались буквально все формы (особенно хоть сколько-нибудь  профессионального) музыкального творчества. При этом, поскольку государство осуществляло строгий отбор, допуская к профессиональной деятельности только самых лучших музыкантов и спонсируя их деятельность из государственной казны. То с одной стороны это имело свои положительные черты, так как позволило сохранить, развить и поднять на небывалую высоту лучшие (в основном классические) музыкальные традиции России. А с другой стороны – это сильно тормозило развитие всего нового, особенно в самых общедоступных видах музыкального творчества, в частности, в близкой народному творчеству эстраде.

Однако, к концу 20 века, когда получили широкое распространение новые средства коммуникации, российский государствизм уже не мог силой сдерживать стремления народа к свободе музыкального творчества, а следом за этим он был вынужден предоставить больше свобод населению и в других областях человеческой деятельности. Так, хотя может быть это и не очень заметно, но именно после того как население России добилось отмены запрета на  прослушивание и исполнение всей своей любимой музыки, в том числе, например, когда-то запрещенных песен Битлз и Высоцкого, и не только на квартирниках, но и по радио. В России неизбежной стала отмена многих других запретов, например, на свободу предпринимательства.

Получив новые свободы для творчества в 20-м веке в России невероятно, просто фантастически выросла популярность занятий музыкой и особенно пением. И в 21м веке музыкальное искусство продолжает бурно развиваться, вновь и  вновь нарождаются и развиваются его новые и хорошо забытые формы. Однако, некоторые пережитки созданных давно ограничений свободы музыкального творчества, например, в музыкальном образовании  все еще есть, и, наверное, по инерции некоторое время будут еще продолжать сохраняться.

 

 

Оставить комментарий